Публикации в прессе

Вечные ценности прошлого - залог настоящего...

Опыт преподавания христианской этики на Харьковщине.

Современное украинское общество переживает духовный кризис, который в значительной степени предопределен отсутствием системного подхода в сфере морального воспитания, четко очерченных моральных и духовных приоритетов. Поэтому неотложной является необходимость воспитания детей и молодежи на традиционных для украинского народа христианских ценностях, которые исторически формировали его духовность, мораль и национальное сознание.

На дежурном заседании педагогов района "за круглым столом" представители педагогической, ученической и родительской общественности учебных заведений Октябрьского района Харькова выразили поддержку инициативы относительно внедрения предметов духовно-морального направления в учебно-воспитательный процесс.

В феврале в 2006 г. инициативная группа была направлена в командировку в г. Ровно, где посетила четыре школы с целью изучения опыта относительно внедрения предмета христианской этики. 17-18 мая 2007 года члены группы участвовали в научно-практической конференции "Духовно-моральное воспитание детей и молодежи" на базе Украинского колледжа им. В. О. Сухомлинського г. Киева, 21-25 мая в 2007 г. - в научно-практическом семинаре "Морально-духовное воспитание школьников в современной системе образования" (по материалами курса "Христианская этика в украинской культуре") на базе Киевского городского педагогического университета им. Б. Грінченка.

Как следствие работы - в десяти школах Октябрьского района Харькова с сентября в 2007 г. работают кружки христианской этики.

Изучение христианской этики не является обучением религии. Предметы духовно-морального содержания являются дисциплинами учебно-воспитательного и культурологического устремления, призванными помочь ребенку в закладке фундамента собственных жизненных ценностей. Курс христианской этики поможет детям найти ответ на вечный вопрос: что есть добро, а что - зло, научит их руководствоваться в своих поступках моральными принципами.

В рамках этого проекта 14 декабря в 2007 г. в Харькове был проведен городской семинар "Теория и методика преподавания основ христианской этики в школе" при участии доктора педагогических наук, профессора Национального университета "Острожска академия" В. Жуковского. А 24 декабря в 2007 г. ученики школ Октябрьского района имели возможность посмотреть театрализованное представление "Что такое Рождество"?, которое показали юные актеры театра "Тропинка" из Киева.

В школьных библиотеках района созданны "уголки духовности", где собранные книги, напечатанные и переданные Украинским Библейским Обществом, учебники и методические пособия, подготовленные КМПУ им. Б. Гринченка, НУ "Острожка академия", МГО "Надежда - людям", педагогический журнал "Слово учителю", детский журнал "Тропинка".

Совместно из КМПУ им. Б. Гринченка и управлением образования Октябрьского района проводится координационная работа с использованием современных компьютерных технологий и интернет-сопровождения. При подборе кадров для преподавания предмета учитывается мнение педагогических коллективов и родительских комитетов учебных заведений.

Для постоянного усовершенствования профессионального и духовного содержания преподавания педагоги объединились в открытый педагогический клуб "Христианская этика". На заседаниях клуба учителя обмениваются опытом, методическими наработками и продолжают овладевать главными качествами педагога - видеть в каждом ребенке духовную личность. Членами открытого педагогического клуба являются педагоги-христиане, представители разных конфессий, объединенные общим заданием, - донести до ученика красоту и убедительность добрых поступков, христианского отношения к человеку.

Членами клуба разработан проект авторской программы факультатива "Христианская этика" для 1-11 классов (Горяева О. В., Вялов А. А.). Подготовленный к изданию проект учебного пособия "Христианская этика" для 5-6 классов (Савицкая Н. И., Вялов А. А.).

Периодически учителя, которые ведут факультатив по христианской этике, презентуют свой подход к преподаванию на заседаниях клуба. На одной из таких встреч, на которую были приглашенны руководители кружков "Христианская этика" Октябрьского района г. Харькова и члены открытого клуба "Христианская этика", открытое занятие провела М. В. Ляхова (методист РОУ, руководитель кружка "Христианская этика" в общеобразовательной школе № 115 г. Харькова).

В исполнении кружковцев и руководителя прозвучали постные "Волшебные слова", "Буду прославлять Господа Христа", "Мамина молитва", стихи о хлебе, молитва "Отче наш", стихи-капельки о добре, вере и любви. Была представлена выставка рисунков на библейскую тематику: "Дорога Добрая", "История Адама и Евы", "История о Ное", "История об Ионе", "Рождество", "Хлеб наш насущный".

Для практической работы руководитель кружка использует не тетрадь по предмету "Христианская этика", а лист с заданием для раскрашивания. В конце занятия закрепление пройденного материала происходит с помощью "зерен" (вырезанных лоскутков желтой бумаги с текстами из Библии и современной поэзии), которые дети читают или рассказывают наизусть. На каждом занятии руководитель кружка "подсыпает" 2-3 новеньких "зернышка".

С целью анализа работы клуба на последнем заседании (25 мая в 2008 г.) было проведено анкетирование членов клуба.

На вопрос "Что лично для вас было важнейшим, наиболее интересным в клубе в 2007-2008 уч.г.".? были данные ответы:

- "Обмен опытом, встречи с интересными людьми, изучение библейских истин";
- "Много нового открыла для себя, изменила свой взгляд на отдельные жизненные вопросы";
- "Общение с опытными и мудрыми людьми";
- "Много интересной информации, работа библиотеки клуба";
- "Опыт работы других учителей христианской этики";
- "Конкретная поддержка в теории и практике преподавания христианской этики".

На вопрос "Какие изменения повлекли занятия в клубе в вашем подходе к преподаванию христианской этики"? были данны ответы:

- "Мои знания приумножились и систематизировались";
- "Имею возможность делать свои уроки разнообразными, интересными, наглядными";
- "Можно сказать, мой подход к преподаванию стал профессиональнее".

На вопрос "Повлияли ли занятия в клубе на ваши ценности"? ответили:

- "Да, мне кажется, что я начала меняться к лучшему";
- "Я стала глубже осознавать свою роль в обществе, школе, дома. Спрашиваю себя: каким я являюсь учителем, каким я являюсь учеником"?;
- "Полученная информация на занятиях в клубе содействует моему духовному развитию. Чувствую постоянную потребность в такой информации"!;
- "Смелость, убеждение в правильности собственной позиции";
- "Да, я учусь и развиваюсь. Думаю о том, какая я, каковы мои мысли и поступки".

На вопрос "Хотели ли бы вы продолжать занятие в клубе в следующем году"? ответили "да" 100 % опрошенных.

01.09.2008