Публикации в прессе

Досье по собственному желанию.

Вялов А.А., основатель и директор частной школы "Начало Мудрости" (г. Харьков)

Предисловие

Писать автобиографию - трудно. Во-первых, как выделить главное и не утонуть в подробностях? Во-вторых, как обойти вниманием подробности, если из них как раз и складывается жизнь? В-третьих, как побороть желание преувеличить и хоть немного похвастаться? Дай Бог, чтобы написаное мной было благословением для Вас! Если же захотите познакомиться ближе, приезжайте в Харьков - пообщаемся за чашкой чая.

"Никогда не буду учителем"! (мои школьные годы)

Мои родители не были учителями. По крайней мере, по дипломам. Впрочем, из четырех дедушек и бабушек трое учительствовали. И, наверное, какую-то часть их генов дал Господь унаследовать и мне. Школьные годы были для меня светлой полосой, поскольку учеба была ценностью нашего дома. Родители не передали нам (мне и моему младшему брату) особого имущества (за исключением старенького "Запорожца", который остался после дедушки  - инвалида войны), но их отношение к образованию, к получению знаний передалось детям "на все сто". Как и все обычные ребята, я собирался стать то пилотом, то авиаконструктором, то моряком, то хирургом, даже - ученым-историком, но никогда - учителем. В школе как-то (после дежурного опроса "мечтаю стать".) сознался, что профессия учителя - не для меня (аргументы были железные: "зарплаты мало, нервотрепок - многовато"!) Школ, кстати, в моей биографии были три. Первая - неподалеку от дома. Во вторую я перешел, чтобы учиться в спортивном классе (занимался плаванием). Третья - с физико-математическим классом при Харьковском Государственном Университете. На протяжении школьных лет на меня оказывали влияние, во - первых, мои родители (правда, глубину этого влияния я осознал позже, после школы), а, во - вторых, хорошие учителя. Первые - дома, а вторые в школе учили меня, в принципе, одному и тому же - мыслить самостоятельно и не шаблонно, не бояться задавать вопросы, не пасовать перед трудностями, учиться строить отношения с другими, много читать, быть дисциплинированным и не жаловаться на превратности судьбы.

"Новый Завет" (Бог искал меня, позволяя мне найти Его)

Понятное дело, я не был идеальным парнем, хоть внешне и имел подобный имидж. "Не пил, не курил, не хулиганил, в плохие компании не попадал". Образцовый фарисей. И таким и остался бы в дальнейшем, если бы не... букинистический магазин. Именно там (через привитую родителями страсть к чтению) я, ища на что спустить полученную стипендию, увидел небольшую книжку с коричневым переплетом и золотистой надписью: "Новый Завет". То было время, когда еще не так просто было найти Библию, и моя находка не заставила долго себя ждать. Однако, чтение не принесло сразу же ожидаемого эффекта. Текст казался тяжелым и малопонятным. До этого я уже искал для души пищу и глотал разную всячину - от Поля Брегга с его "Чудом голодания" до "Бхагавад-Гиты". Кто-то тогда подсказал мне простой, но действенный рецепт - молиться каждый раз, как сажусь читать Евангелие, чтобы Бог открыл мне его смысл. Мало-помалу дело шло, а потом с приходом в церковь (то была церковь евангельских христиан-баптистов) я испытал новый толчок в моём Богопознании. Схема опять-таки была простой: за неделю я накапливал в своем блокноте вопросы, которые возникали у меня во время чтения Нового Завета, и тогда я шел в церковь, где после служения просил пастора сесть со мной и растолковать мне что к чему. Следующая неделя рождала новый список и так далее. Параллельно с Новым Заветом я читал разные (в основном апологетические) христианские книги. В то время я учился на физическом факультете университета и искал точки соприкосновения веры и академического знания. Когда точно в моей душе наступил "поворотный момент", сказать трудно, но официальной точкой отсчета новой жизни считаю свою  молитву покаяния после проповеди на большом христианском собрании в июле 1992 года.

"Люблю приключенческий жанр..." (о влиянии Библии на меня)

В детстве меня захватывали приключенческие книги. В жизни же от приключений пытался держаться подальше. Однако, с тех пор, как Бог дал новый смысл моей жизни, приключения не заставили себя долго ждать! Поскольку нельзя объять необъятное, остановлюсь лишь на одном событии... Работая уже директором христианской школы, время от времени я сталкивался с обстоятельствами, преодоление которых казалось мне безнадежным делом. И тогда хотелось сдаться, бросить все, прекратить борьбу. Одним вечером, преисполненный таких депрессивных чувств, я вернулся домой... Жене, которая сразу же почувствовала неладное, сказал: "Нет сил о чем-то говорить, утром все расскажу..." Зашел в свою комнату, сел на кровать и взял в руки Библию. По привычке открыл следующую главу (стараюсь читать последовательно - глава за главой) и, погрузился в... 41-ю главу книги Бытие. Знакомая в подробностях история Иосифа, может ли в ней быть что-то чрезвычайно новое? Впрочем, мое внимание привлекли к себе... два числа. Первое -  "И случилось по окончании двух лет времени, и снится фараону..." (Быт.41: 1). Это - о времени после освобождения из тюрьмы виночерпия, которого Иосиф, несправедливо осужденный, просил походатайствовать за него перед фараоном. Второе - "Иосиф был возраста тридцати лет, когда он стал перед лицом фараона" (Быт.41: 46). Это о "хэппи-энде" Йосифовых страданий... Никогда раньше не замечал этих двух чисел и тем более не пытался их согласовать. В тот же вечер мой уставший ум выполнил банальное вычитание - тридцать минус два... Двадцать восемь. Именно столько было Иосифу, когда он, как говорят, дошел до самого дна своей беды. Проданный братьями в рабство, несправедливо осужденный, он сейчас просит о помощи виночерпия, не зная, что тот через минуту забудет о нем и не вспомнит еще на протяжении аж двух лет. И здесь меня пронзила, поразила в самое сердце, мысль: "Мне же сейчас двадцать восемь"! И дальше - больше. Можно ли сравнить мои трудности из Иосифовыми? Знал ли Иосиф что ожидает его за два года? Знаю ли я мое будущее? Бог держал судьбу Иосифа, держит и мою! Иосифу ничего не оставалось, как утешаться Богом и удовлетворяться Им Самим. Такая же и моя судьба и это - Божий путь! В это мгновение случилось сверхъестественное - моя усталость, депрессия исчезли в мгновение и сердце наполнилось благодарностью и хвалой к Богу. Наибольшее влияние на меня Бог оказывает и сегодня через Свое Слово. Оно действительно "живо и действенно" (Евр. 4: 12), "свет стезе моей" (Пс. 118: 105)

"Мне кажется, что у тебя две жены: школа и я. И первую ты любишь сильнее"! (как начиналось "Начало Мудрости")

То, что мое призвание (вопреки школьным ожиданиям) - быть учителем, я понял еще когда был студентом ХДУ. Следовательно, дополнительно к профильной специальности - "физик" - попросил разрешение получить вторую специальность - "учитель физики". Позволили. Но быть учителем - одно, а быть основателем и директором школы - другое. Подобная перспектива не привлекала меня, и в душе я пообещал себе, что уже кем-кем, а директором (и тем более - основателем школы) не хочу быть ни в коем случае! Впрочем, Бог не советовался со мной и не спрашивал о моих планах. В свои 25 лет я становлюсь, во-первых, отцом (родилась Маргарита - наша старшая дочь), а, во-вторых, основателем школы. Оглядываясь назад, я и до сих пор до конца не понимаю, как на такое решился! Имея в то время лишь три года педстажа, практически никакого опыта, начиная с нуля - без детей, без учителей, без оборудования, без документов... Безумие! Понимаю, что это Бог закрыл мои глаза на трудности, преодолев часть которых я сказал как-то: "Знал бы, что встречу такое, никогда бы не согласился"! Первый год в школе было 11 (!) учеников, но организационные хлопоты вынуждали меня работать временами по 12-14 часов в сутки. Понятное дело, что в первую очередь при этом страдали мои родные - жена, дочка... Как-то Лия, моя любимая, выплеснула мне: "У тебя две жены - школа и я. И первую ты любишь больше"!... Досадно, но против фактов не пойдешь... Время проходит, и сегодня мы имеем хорошие семейные отношения. Наши дети (Господь дополнил нашу женскую команду еще одной дочкой - Вероникой) учатся в уже упомянутой школе, Бог дал мне мудрости и сил планировать свое время и приоритеты, чтобы не обделять вниманием близких, а мою жену сделал терпеливой к моим рабочих нагрузкам и способной поддерживать меня в них. Школа стала в первую очередь школой жизни, роста и изменений для меня. Сегодня в ней учатся около 100 детей, работают больше 20 работников, мы обогатились мебелью, оборудованием, но... Бог продолжает напоминать мне, что наше самое большое богатство - это Христос!

"Соль и свет" (о христианских школах)

Временами приходится слышать (кстати, от самих христиан), что христианские школы не нужны. Не погружаясь в затяжную дискуссию, хочу сказать что христианская школа это...

A. Возможность сохранить детей от губительного влияния окружающего мира, которое переполняет много массовых школ и проявляет себя в сквернословии, алкоголе, курении и даже наркотиках. Ясное дело, школа не является "инкубатором для ангелов", поскольку греховная натура проявит себя везде, где лишь есть "homo sapiens", но мы ставим для себя цели - научиться и научить детей преодолевать конфликты, реагировать на зло по Божьим стандартам, как учит Евангелие.

В. Возможность научиться мыслить с позиций евангельских ценностей. Если те, кто ежедневно глотает рекламные слоганы, постепенно начинают жить под воздействием современных заповедей наподобие "Слушайся своей жажды - пей "Спрайт", то очевидно те, кто слышит ежедневно Божье Слово, начинают изменяться под его влиянием. Новое мышление не формируется за день, здесь нужная система работы и преимущество школы - в том, что она влияет на ребенка, на его ценности на протяжении длительного времени, что создает благоприятные условия для изменений.

С. Если пойти еще дальше и задуматься над тем, что Библия называет воспитанием, то мы увидим не просто "воспитательные меры", а потребность в коренному изменению - трансформации сердца. Греческое слово "метанойя", что в переводе значит "изменять мысль, раскаиваться", Христос употребляет как приказ, указывая людям на волю Божью относительно них: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие"! (Мар.1: 15). Конечно, школа это школа и родители (среди которых много таких, что пока не посещают церковь и не живут духовной жизнью) не всегда настроены на такой результат. Тем не менее, я, пытаясь быть честным, говорю: "Обещаю не заставлять ваших детей становиться христианами. Впрочем, не обещаю, что они ими не станут"!... Изменение жизни - Божье чудо и мы не можем измерять его цифрами. Невзирая на это, имеем опыт, когда наши ученики сознательно и искренне обращались к Богу, демонстрируя собой новое движение, новый ценностный потенциал, новые приоритеты и целостность жизни.

"Вверх по лестнице, ведущей вниз"? (об обществе и его перспективах)

Особое значение служение детям - образование, воспитание - приобретает тогда, когда видишь деградацию нашего (в широком значении) общества. Посмотрите на семью - она сегодня чаще всего или неполная, или занята проблемой выживания (зарабатыванием денег), или некомпетентна в воспитании детей, или под влиянием алкоголя (вариант - наркотиков), или являет собой комбинацию отмеченных "приобретений". Посмотрите на школу. Кто сегодня слышит о том, что профессия учителя - это престижно? Кого, простите, гоняют на митинги в поддержку "народных избранников"? Где мужчины-учителя? Стали ли мы лучше воспитывать детей, чем раньше? В советские времена существовал хотя бы формальный перечень пионерско-комсомольских "добродетелей", а сегодня ключевые добродетели - "быть успешным", "быть стильным", "быть продвинутым", "быть адаптированным к рыночным условиям жизни". Сегодня те, кто добросовестно посвятил себя воспитанию детей, заслуживают звания "герой", а сам процесс (слово не отбивает всей его глубины и напряженности) заслуживает звание "подвиг"! Благодарю Бога, который дал мне эту привилегию - быть причастным к воспитанию детей и желаю всем, кто идет этим путем, быть не просто учителем, а Учителем!

"Пусть немножко, но хорошего"! (об уроках христианской этики)

В некоторых школах (на Западной Украине их много, на моей Родине - Восточной - пока что мало) введен новый предмет - "Христианская этика". Хороший признак. Возвращаемся к историческим истокам, корням, первоисточникам нашего образования. Просто вспомните, что первые школы были созданы при церквях, первыми учителями были священнослужители, а первым учебником - Евангелие. После эпохи безбожия мало-помалу возвращаемся к пониманию. Но, в действительности, один урок христианской этики - способен ли он что-то изменить? Как по мне, так то же самое, что спросить, следует ли ходить в церковь каждое воскресение, даст ли время пребывания в церкви какой-то результат? ...Пробовали не ходить. Семьдесят лет экспериментировали. Результат - без комментариев. Сеяние - процесс, который длится недолго. И когда Некрасов призывал "Сейте разумное, доброе, вечное", он тоже знал, что сеют неделю, а урожая ожидают месяцами. Сегодня - время сеяния Слова в душах детей. Результат придет в свое время и тогда все вопросы относительно производительности, эффективности и результативности найдут убедительное "да", но наберемся терпения и подождем!

"Быть духовным отцом для своих детей" (я и мои собственные дети)

Кто я? Временами бывает трудно разобраться. По образованию - учитель, по должности - директор школы, по паспорту - гражданин Украины, по свидетельству о бракосочетании - муж, и по свидетельствами о рождении своей дочерей - отец. Остановлюсь на последнем. Девизом моего отцовства избрал одну-единственную строку из молитвы "Отче наш": "Да приидет Царство Твое"!. Стремлюсь в первую очередь взращивать Царство Божие в собственном сердце, мыслях, словах и жизни. Следующее - пытаюсь привить ростки этого Царства в душах, мыслях, наклонностях своих детей. Когда зажигаю свечи и включаю спокойную музыку перед тем, как садимся ужинать (это у нас такая семейная традиция), когда обнимаю и целую свою жену и дочерей, когда читаю с ними книгу о героях христианства в то время, как они сидят рядом и колют орехи, чтобы насобирать полную банку из бывшей "Нутеллы", когда встаю рано и прокрадываюсь между моими спящими красавицами в другую комнату, чтобы там помолиться и попросить Бога благословить мою семью на этот день, я думаю об одном:  "Да приидет Царство Твое"! Хочу зажечь сердца своей семьи, передать им свою жажду по Богу, осветить темноту неприветливого мира светом Божьим. Наверное, я не передам своим детям красивого и ценного дома, машины или семейного бизнеса, но хочу оставить им свое наибольшее сокровище - Царство Божье. Господи, помоги мне!

"Пожелания"...

Поскольку читателями этого журнала могут быть и родители, и учителя, то хочу пожелать вам самого главного. Не банального "счастья-здоровья", а того, что Сам Христос назвал важнейшим. Когда Его спросили, какая заповедь наибольшая в Законе, Он сказал: "Люби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всей душой своей, и всей разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матфея 22: 37-39). Пусть все в вашей жизни станет проявлением любви к Богу и ближнему - каждая мысль, намерение, желание, слово, дело, все!

03.12.2009