Ученикам

Алгоритмы обучения

Советы относительно УСТНОГО ответа

1. Что значит вопрос, на который я отвечаю?
2. Главной мыслью моего ответа является - ...
3. Ключевыми понятиями, на которые я опираюсь в ответе являются  - ..
4. Я вижу логические связи между ними

  • Причиной является -..., а следствием является -...
  • Целью является -..., а средством ее достижения есть - ...
  • Главным является - ..., а второстепенным является - ...

5. Если нужно, могу объяснить значение (интерпретировать, растолковать) каждого из них
6. Могу объяснить теорию следующим примером (примерами)
7. Могу ответить на вопросы моих одноклассников.

Как готовить ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?

1. Не откладывай на потом, выполняй задание в тот день, когда оно задано
2. Наведи порядок на столе, подготовь необходимые принадлежности
3. Выключи телевизор, радио и другие отвлекающие средства
4. Составь план своей работы (с какого предмета начать, а каким закончить)
5. Чередуй предметы физико-математического цикла с гуманитарными
6. Помни, что делаешь задание не для учителей и родителей, а для себя!
7. Утром быстро повтори
8. Если задание тебе не удается, сформулируй конкретные вопросы по теме для дальнейшего выяснения их с учителем школы Харькова или друзьями 

Алгоритм ЧТЕНИЯ ТЕКСТА

1. Виделите (выпишите) новые для Вас понятия, сроки, законы, информацию и тому подобное.
2. Пользуясь учебником, словарем, дайте интерпретацию (толкование, объяснение) каждому из выделенных новых определений, понятий, законов
3. Какие из выделенных определений, понятий, законов остались непонятными для Вас? Обратитесь за помощью к учителю школы Харькова или назначенному им помощнику из числа учеников
4. Установите логические цепочки, определенные взаимосвязи, например:

  • причина и следствие
  • цель и средства

5. Виделите, с вашей точки зрения, главную мысль в данном тексте. Почему Она для Вас является главной?
6. Для решения какой проблемы, ситуации и т. п.  можно использовать данную информацию?

Как учить НАИЗУСТЬ?

1. Прочитай и определи главную мысль текста
2. Раздели текст на смысловые части
3. Выучи первую часть
4. Выучи вторую часть
5. Повтори первую и вторую части вместе
6. И так далее!

Алгоритм РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

1. О чем идет речь в условии?
2. Обозначь значение известных величин:

  • словесно
  • числом, выражением, уравнением
  • переменной

3. Запиши вопрос задачи через переменные
4. Проверь единицы измерения
5. Если надо, сделай объясняющий рисунок (схему)
6. Запиши задачу в виде уравнения через переменные
7. Подставь в уравнение вместо переменных соответствующие числа или выражения
8. Проверь ответ. Если он неправильный, вспомни или пересмотри решение подобной задачи

Как составить КОНСПЕКТ?

1. Прочитайте текст учебника
2. Запиши в тетрадь тему конспекта
3. Выдели в тексте главное: содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы, и т. п.
4. Найди взаимосвязи (причина-следствие, цель-средство) 
5. Основное содержание каждого значимого компонента законспектируй в виде кодируемой информации (сокращения, аббревиатуры, рисунки) после наименования темы в тетради
6. Целесообразно сделать на странице конспекта правые и левые поля: слева записывай названия разделов, параграфов, номера страниц, самостоятельно сформулированные основные проблемы, а справа - свои выводы и комментарии, ссылки на другие имеющиеся у вас материалы
7. Важные положение (определения, доказательства, выводы) записывайте в виде цитат
8. Хорошо иметь под рукой маркеры или ручки разных цветов, чтобы отмечать ими важнейшие для вас элементы конспекта
9. Прочитайте еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей
Грамотно составленный конспект должен удовлетворять следующим требованиям:

  • правильная передача основного содержания текста, выделение главных мыслей
  • логическая связь выписанных мыслей, структурированность
  • ясность
  • сжатость
  • информация об источнике текста
  • наличие свободного места для дополнения написанного новыми мыслями

Как писать РЕФЕРАТ?

1. Тема реферата должна быть правильно сформулированной:

  • Название должно отражать содержание
  • В названии должны быть четко определенные рамки рассматриваемой темы

2. Титульний лист имеет вид

  • Наверху, посредине - название учебного заведения
  • В центре - тема реферата
  • Ниже темы справа - ФИО ученика, класс, ФИО руководителя
  • Внизу, посредине - город и год написания

3. Содержание реферата состоит из 4-х частей: вступления, основной части, вывода, списка литературы
4. Вступление - содержит короткое обоснование актуальности темы реферата, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами
5 .Основная часть

  • Содержит материал, отобранный для рассмотрения проблемы, разбитый на параграфы
  • Раскрывает методы, использованные для доказательства результатов
  • Содержит личное мнение ученика и сформулированые самостоятельные выводы, которые опираются на приведенные факты

6. Вывод

  • Формулирует выводы по параграфам, которые вытекают из основной части, осмысление основной части реферата
  • Обращает внимание на выполнение поставленных во Вступлении задач и целей

7. Список литературы

  • Источники перечисляют по алфавиту
  • Обязательно указывают автора, название, место издания, название издательства и год издания
  • В случае необходимости к реферату оформляется дополнение (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и тому подобное)
03.12.2009